Одним из главных сюрпризов стала погода – за пару дней до тест-драйва Lada Xray с мотором 1,8 и «механикой» Самарскую область щедро завалило снегом. Красные машины на белоснежных дорожках аэропорта Курумоч пробуждали интересные мысли: новый, более мощный вазовский мотор, проверенная французская МКП, симпатичные 17-дюймовые диски, обутые в «липучку», долгожданная кнопка отключения ESC – и всё это на 200-километровом маршруте с заснеженным серпантином, петляющим по пейзажам, будто бы списанным с рождественской открытки.
Из мелочей
Новый двигатель ВАЗ-21179 с фазовращателем первым примерил на себя именно Xray, правда до сегодняшнего дня этот движок можно было заказать только в двухпедальной версии машины – с коробкой АМТ. Сегодняшние виды под Тольятти удивительным образом напоминают февральский Сочи, где мы, казалось бы, совсем недавно тестили такие машины, и тогда даже ленивый задал руководителю проекта Lada Xray Олегу Груненкову этот вопрос: когда появится машина с мотором 1,8 и на «ручке»?
Сегодня Груненков явно в хорошем расположении духа – пожалуйста, всё как вы просили: и 1,8 на «ручке», и колёса побольше, и отключение ESC. И это действительно круто: за прошедшие 9 месяцев АВТОВАЗ отреагировал, пожалуй, на рекордное количество просьб и требований журналистов и покупателей – вплоть до того, что с центральной консоли убрана раздражавшая многих надпись «Xray».
Но работы ещё много, и сам Олег Евгеньевич полушутя-полусерьёзно просит журналистов донести эту информацию до президента Николя Мора на предстоящем ужине прямо по пунктам: добавить 30-40 мм пространства в коленях на заднем ряду, ввести регулировку руля по вылету и поясничный подпор водительского сиденья («почему бы не использовать сиденья от Весты?» — как бы размышляет руководитель проекта Xray), в люксовых версиях наконец-то предложить покупателям круиз-контроль, а также «победить» новаторский гидроэлектроусилитель руля, давление в системе которого создаётся электромотором, не успевающим реагировать на внезапное изменение условий, в результате чего на руль проходит большой процент ударов и вибраций.
Пожалуй, при новых колёсах это становится существенным: на «семнадцати дюймах», да ещё весьма удачного дизайна, Xray выглядит прекрасно (это именно то, чего ждали от этой машины с самого начала), но на общем фоне возросшей жесткости хода дополнительные вибрации на руле становятся заметны. И да, на этих колёсах вы точно не будете бездумно атаковать колдобины – Xray в таком исполнении ожидаемо становится ещё более «городским», зажатым и рафинированным. Зато как классно автомобиль стоит на скоростной прямой! Наверное, и устойчивость в поворотах стала ещё лучше – жаль, что в связи со снегопадами нам этого не проверить.
А вот улучшенную шумоизоляцию, появившуюся в колёсных арках и дверях Икс-Рея, оценить довелось вполне – действительно, стало заметно тише, ушло ощущение «непосредственного контакта» с внешним миром, появилось чувство какого-то внутреннего уюта, свойственного, не побоюсь этого слова, дорогим автомобилям. Это именно то, чего не хватает и многим моделям Lada, и некоторым прямым конкурентам Икс-Рея.
Прощай, вазовская «механика»!
Кстати, установка новых колёс на Xray – не такая простая процедура, как кажется: пришлось максимально увеличить пространство в передних арках, применив «мягкие» локеры из нетканого материала (точно такие же изначально применялись сзади). Таким образом, поставить 17 дюймов можно на любой Икс-Рей, но только в сочетании с новыми локерами. В модельной линейке самые крупные колёса жёстко «привязаны» к комплектациям – они входят в пакет Prestige и предлагаются только в «содружестве» с движком 1,8, с АМТ или «механикой».
Реношная «механика» под названием JR5-523 оказалась для бренда Lada очень своевременным подспорьем. Главное её преимущество в том, что она держит момент до 200 Нм (по внутренним документам – даже до 210 Нм), в то время как ближайшая «родственница», идентичная по большому количеству деталей коробка JR5-518, агрегатируемая с 1,6-литровым вазовским мотором на том же Xray и Vesta, – не более 170 Нм. А ещё одна родственная коробка, серии JH, в паре с вазовским 8-клапанником устанавливаемая сейчас на Lada Largus, способна «переварить» только 140-150 Нм. Коробку JR5 сравнительно просто адаптировали под 1,8-литровый мотор Икс-Рея, но с остальными моделями это будет сделать сложнее. Однако тот же пример с Ларгусом, где «почти такая же» JH отлично работает в паре с 87-сильным вазовским мотором, доказывает, что нет ничего невозможного, был бы смысл… Стоит ли печалиться по поводу постепенного ухода собственной вазовской «механики»? Вы знаете, нет!
Про «логановские» коробки всё сказано уже не раз.
Это в целом очень неплохой вариант «механики» – с хорошей чёткостью включения и низким уровнем шума, и ведь как раз этого традиционно недоставало трансмиссии вазовских переднеприводников.
А восприимчивость к большому крутящему моменту – этот «коробочный» вопрос для АВТОВАЗа, пожалуй, даже более острый, чем шум и чёткость, ведь новый 1,8-литровый мотор имеет мощность 122 л.с. и момент в 170 Нм, причем 140 Нм доступны уже при 1 500 об/мин.
Союз вазовского мотора 1,8 и реношной коробки JR5 пошёл характеру автомобиля на пользу – получился как раз тот случай, когда бюджетный автомобиль способен подарить удовольствие от динамики, пусть в цифрах это выглядит и не слишком внушительно. В распространённых заводом паспортных данных указаны 10,4 секунды разгона до сотни, но с оговоркой, что это – показатель для машин с колёсами 15 или 16 дюймов.
Что касается нашей конфигурации, то цифра будет другая: ведь периметр окружности «семнадцатого» колеса хоть и незначительно, но увеличился – не критично для показаний спидометра или срабатывания ESC, но достаточно, чтобы сказаться на разгоне. По неофициальным данным, на «семнадцатых» колёсах выходит около 11,2 секунд, причем тремя десятыми инженеры пожертвовали при тонкой настройке, дабы получить более комфортную, сглаженную кривую разгона. Кое-кто из коллег-журналистов жаловался на даже излишнюю «сглаженность», то бишь на небольшие провалы тяги между 2-3 и 3-4 передачами, но лично я ничего такого не ощутил.
Таким образом, самый динамичный Икс-Рей на данный момент – в конфигурации «мотор 1,8 литра, «механика» и колёса 16 (или 15) дюймов», с теми самыми 10,4 секунды. Ну а 1,8-литровый автомобиль с АМТ (даже с теми же колёсами) на полсекунды медленнее – не только в силу «робота», но и из-за передаточного отношения главной пары 3,9 против 4,3 у 1,8-литровых версий с МКП.
Спорт или полный привод
Но ведь инженеры будут наверняка искать дальше – чтобы и колёса большие-красивые, и динамика на уровне… Является ли машина, которая сегодня у нас на тесте, своеобразной тренировкой перед появлением Xray Sport? В ответе на этот вопрос вазовцы осторожничают – мол, по спортивной Весте на ММАС-2016 получен однозначный положительный отклик, а вот спортверсию Икс-Рея публика приняла с осторожностью, если не сказать с прохладцей… В любом случае, на данный момент решения о запуске в серию нет ни по одной, ни по другой модификации.
А может быть, люди в большей степени заинтересованы в кросс-версии Икс-Рея? Как будто бы да, особенно если смотреть на этот вопрос через призму полного привода, ведь большинство комментаторов в интернете только его и ждут! Что ж, вот некоторые новости: концепция по-прежнему окончательно не утверждена, но в качестве одного из вариантов рассматривается применение вариатора и полного привода от Renault Kaptur.
Подтверждение того, что полный привод на Xray Сross в принципе будет, было ещё на ММАС-2016, но если он действительно появится (а вазовцы, несмотря на все подтверждения, всё ещё предпочитают это самое «если»), то им, традиционно для сегмента, в котором играет Икс-Рей, будет оснащено не более 15% всех выпущенных «кроссов» — основной целевой группе куда важнее высокий клиренс и «внедорожный» обвес, чем четыре ведущих колеса, за которые наверняка потребуется весомая доплата.
И еще немного для всех
Но это всё потом, а что сейчас? Сейчас у нас, кроме уже описанного, есть ещё кнопка отключения ESC – функция, за отсутствие которой никто даже не подумал упрекнуть Renault Sandero Stepway, но спустили всех собак на соплатформенный Lada Xray. Отчасти заслуженно – неприятная ситуация была на «пляжном» тест-драйве Икс-Рея и у нас. Теперь у него эта функция есть – чтобы деактивировать электронный помощник, нужно подержать две секунды кнопочку на центральной консоли. Этой же кнопкой система включается обратно или же автоматически после достижения скорости в 60 км/ч – и это действительно ещё один плюсик в карму тех, кто дорабатывает машину, прислушиваясь к мнению народа. Сейчас по раскисшему крутому подъёму наш Икс-Рей залетает в любом режиме – и со включенной ESC, и с отключенной. Но если бы успело подтаять чуть больше, возможностей тяговитого мотора, «придушиваемого» электронной удавкой, могло бы и не хватить – с отключенной ESC, допуская лёгкую пробуксовку ведущих колёс, в подобных «бездорожных» условиях действовать куда удобнее. Хотя плюсов этой системы, особенно на быстрых перестроениях, никто не оспаривает.
Автомобили с отключаемой ESC с сентября 2016 года поставляются официальным дилерам Lada. Исключение составляет одна-единственная версия: 1,6 литра и «механика» в комплектации Luxe, которая пойдёт в комплекте с заветной кнопочкой лишь с конца ноября текущего года. При этом уже с 20 октября дилеры могут поставить на ваш ранее выпущенный Икс-Рей специальный комплект, в который входят кнопка, облицовка и жгут проводов (впрочем, наша экспресс-проверка прямо в день тест-драйва показала, что многие дилеры не в курсе относительно данного предписания завода).
Известны и цены на автомобили с мотором 1,8 и механической коробкой передач. У нас на тесте была самая топовая версия – комплектация Luxe с пакетом Prestige (основное наполнение которого составляют новые колёса), и она обойдётся вам в 754 000 рублей. Есть и варианты попроще: машины с тем же силовым агрегатом, но в комплектации «просто» Luxe, стоят 719 000 рублей, а в средней комплектации Optima с пакетом Advanced – 669 000 рублей. Будет ли спрос на такие машины? Как нам удалось узнать, первые несколько машин дилеры продали ещё до официального старта продаж. Кстати, на все Икс-Реи с «механикой» скидка по трейд-ин была увеличена с 20 000 до 40 000 рублей.
Промежуточные итоги
Стал ли Lada Xray лучше? Да, он навсегда останется не слишком просторным в салоне, у него всегда будет не слишком вместительный багажник, и останется не слишком понятной логика управления маршрутным компьютером, как будет и ещё целый ряд «бюджетных» решений, отчасти навязанных единой с Renault платформой. Но это весьма достойный автомобиль. И к нему у вазовцев весьма достойный подход. Например, совсем недавно удалось победить разрушение расширительного бачка, на которое часто жаловались первые покупатели – поставщика оставили прежним, но как следует проработали вместе с ним технологию, на всякий случай ещё и увеличив по ширине сварочный шов. Многое в Икс-Рее делается именно по таким мелочам, из которых понятие «хороший автомобиль» и состоит. Так что да, теперь Икс-Рей стал лучше. Посмотрим, что будет дальше.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Странно, почему из отключаемой ESC сделали такой жупел, неужели столь востребованная функция? Видимо, потому что система работает хреново? За последние четыре года я воспользовался отключением трекшн-контроля ровно два раза: один, чтобы просто попробовать, второй - действительно по делу.
Да те, кто так переживал из-за нее может никогда и не воспользуются. Но было видео, где Веста с отключенной въехала в подъем выше, чем ксрей с неотключаемой и понеслось - все сразу захотели себе такую кнопку. Чаще на всякий случай, конечно. Проходимость вообще нужна этой машине на всякий случай, а не на каждый день - это же не внедорожник.
В снежной каше с ESP хрен ты тронешься, особенно на небольшом бугорке. Так же и с подъемом на обледенелую горку. А без нее очень легко.
Подозреваю, что владельцы степвея все-таки не вытаскивают предохранитель всякий раз, когда попадают в снежную кашу)
Нормально она работает, и 99% владельцев никогда не воспользуются функцией её отключения.
Господа журналисты, любопытно - улучшенная шумоизоляция есть прерогатива топовой версии или всей линейки?
754 тысячи! Это уже повод, как минимум, задуматься о целесообразности приобретения именно этой машин. В этом ценовом диапазоне достаточно более надежных и хорошо зарекомендовавших себя авто. За свои кровные заниматься испытаниями для доводки... По-моему, это работа ваза.
А какую удачную альтернативу вы видите за 754 тысячи? Просто рассматриваю примерно такую сумму как потолок.
За 752.5 тысячи можно взять белый Поло-оллстар с климатом, обогревом всего, электроскладыванием зеркал, отличной медиасистемой, мультирулем, подлокотником, всеми стеклоподъемниками и, обратите внимание, 6-ступенчатым автоматом Айсин. И это, имхо, будет очень разумно.
Не странно, что мы обсуждаем новость про машину на ручке - именно новую комплектацию, что наконец появилась возможность купить этот мотор с механической коробкой, а преимуществом вы называете автомат, да?) Но давайте сравним. Во-первых Полуседан, внезапно, седан, во-вторых у него на 3 см меньше дорожный просвет.
Если вам это не важно и вы можете сказать "да, мне подойдет седан и ничего, если у меня на 3 см меньше" - лучше сравнить с Вестой - она будет дешевле тысяч на 80 и лучше укомплектована при этом. Нет, Фольксваген - это отличное предложение, но какой смысл его сравнивать с Иксреем?
За эту сумму альтернативы - только б/у
Мне интересно, почему хрей не унифицировали с вестой, ведь в ней лучше рулевое, есть регулеровка руля по вылету, симпатичнее торпедо с приборкой, нормальный БК, лучше сиденья и т.д.
Платформы ж разные