И вот группа товарищей, имеющих самое прямое отношение к автоспорту, решает качественно «заморочиться» и построить зимний спортивный автомобиль. С задним приводом. Без крыши! Пусть и потепление, но не поторопились ли с таким «пляжным» вариантом?
Впервые увидев родстер на шипах на продуваемом всеми ветрами замерзшем озере, думаешь: мираж. При «минус» 20 за бортом смотрится машина без крыши ну очень эксцентрично. Комедия и показуха? Отнюдь. Как вскоре выяснилось – честный и настоящий спорт.
Это Mazda MX-5 предыдущего поколения – легендарная японка с картинговой управляемостью и спортивными задатками – их все и ценят в модели, несмотря на ширпотребную внешность и совершенно «неспорткаровские» характеристики.
Говорят, что задний привод – это основа всего в мире. Соглашаются не все, поэтому у нас в стране, например, таких Мазд очень немного. Идеальная формула хот-хэтча в России – это полный привод плюс турбина побольше. Атмосферная заднеприводная Миата – это экзотика. Всего 160 л. с. полностью стандартного двигателя, синхронизированная КПП...
А ведь они «гоняют», кажется, во всех странах мира. Где-то масштабней, где-то скромней, но MX-5 очень активно эксплуатируют в качестве тренировочных, учебных и гоночных машин. Простая, даже примитивная конструкция, как правило, обрастает лишь минимальными доработками в плане безопасности, а все остальное вполне подходит для бюджетного фана на почти настоящем спортивном автомобиле.
Тем интересней, что ребята из академии спортивного вождения Sport&Safety, чьему «перу» принадлежит концепция Мазды, практически ничего в заводской MX-5 не поменяли. Из нововведений – дифференциал, обязательное оборудование безопасности (разработанный и вваренный российской компанией, спортивные сиденья, ремни) и... крыша. Все-таки у родстера она есть: стеклопластиковую «скорлупку» пришлось изготовить по специально снятым меркам, потому что без нее зимой пилотам оказалось несладко.
Зато теперь образ Мазды закончен. Очень компактная, очень низкая – все, чей рост больше 160 см, смотрят на нее свысока. Сверху, собственно, все отличия и открываются в полной красе, ибо под капотом смотреть не на что. Честно, мы облазили всю машину и пытались найти сложные и редкие гоночные решения везде, где они должны по идее присутствовать. Но наши надежды на технические ноу-хау разбились в пух и прах после разговора с Василием Грязиным (российский автогонщик, чемпион Латвии по классическому ралли 2012 года, сейчас тренер Sport&Safety и серебряный призер зимнего MX-5 Cup).
Василий Грязин
Серебряный призер зимнего MX-5 Cup
Все верно – по сути, наша Мазда для Кубка MX-5 – это стандартный автомобиль. Особенно она похожа на городскую машину в зимнем варианте, когда из отличий только 2,5 мм шип на узких гоночных колесах. Летом появится более серьезная подвеска и асфальтовая монорезина – полуслик для всех участников.
Внутри салон тоже заводской – из доработок здесь спортивный руль, сиденья и каркас. Я думал, что будет не очень удобно влезать и вылезать из такой компактной машины с каркасом, но при смене пилотов в ходе гонки никаких проблем не возникало. Бывают и более тесные спорткары!
На машине, в принципе, можно даже ездить по городу. Она стоит на учете, у нее есть номера и все изменения совершенно официальны. Что важно, проект был «приготовлен» полностью в России. Каркас варили у нас, занимались всеми нюансами подготовки у нас, обслуживает Кубок тоже российская команда...
Мы с Сергеем Борисовым «научили ездить» эту машину на ледовых трассах в Вышнем Волочке. Совсем немного поработали с настройками – стандартная Мазда сама по себе хороша, – и получили отличный тренировочный автомобиль, очень сбалансированный. Теперь у машин насыщенная жизнь – они используются как для соревнований, так и для тренировок академии.
Мне она очень нравится в плане управления. Удовольствия от нее получаешь море, несмотря на то, что она почти стоковая. Меня пригласили в проект изначально как тест-пилота, а позже я принял решение проехать весь сезон в этом кубке.
Раньше я думал, что задний привод на льду – это все-таки больше фан, а в городской езде и вообще непрактично. Но даже на этих простых машинах можно устраивать очень серьезные баталии, «рубилово» за доли секунд, все по-серьезному! В ходе зимних этапов с контактной борьбой, драйвом и азартом машины себя показали интересными и очень надежными. На заднем приводе сложно и безумно интересно ездить на высоких скоростях, тем более по льду! Он не прощает ошибок, требователен. Мазда – это весело, спортивно и… профессионально.
«Кубок Мазды» организовали в популярном формате, с разделением на зимнюю и летнюю части. Можно стать чемпионом только зимней или летней части сезона, а можно проехать всю годовую программу. Этапы проводятся как «endurance»-гонки, на выносливость с большими пробегами и пит-стопами. Маленькие такие «Ле-Маны». Есть два часа, каждый пилот должен отъездить свое время и несколько раз поменяться с напарником. На замену есть три минуты – это и заправка, и осмотр машины, и минимальный сервис.
Летом – не буду раскрывать все карты, – появится своя специфика, но тоже будут «endurance»-этапы и кое-что еще. Календарь опубликован, наши планы неизменны – борьба и драйв!
Мнению Грязина можно доверять: чемпион Латвии и призер этапов Чемпионата Европы по ралли – достойный собеседник в разговоре о любом транспортном средстве, имеющем четыре колеса и двигатель. А на текущий момент именно из таких – титулованных, быстрых и опытных ребят – состоит «костяк» участников зимнего «Кубка Мазды». Поскольку серия существует всего первый сезон, на горячих родстерах в ушедшую зиму «гоняли» в основном сами тренеры Sport&Safety и несколько сторонних пилотов, изъявивших желание опробовать аппарат в деле.
Однако новинка явно пойдет в массы. Простая в обслуживании и по конструкции, но требовательная и строгая в плане управления Мазда MX-5 может стать новым зимним хитом. Да и не только зимним. На текущий момент MX-5 Cup – это единственный монокубок, где пилоты-«частники» могут соревноваться на одинаковых машинах в таких разных условиях, на «кольце» и ледовых автодромах. Второй такой бюджетной серии в России нет.
Как нет и второй такой Мазды. Хотя нет, как раз Миат уже сделали более пяти штук. С прицелом на будущее.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться