Снаружи
Автомобили, рассчитанные на эксплуатацию в черте города, обычно отличаются скромными габаритами – таков и наш сегодняшний герой. Однако это не какой-нибудь Renault Twizy – несмотря на то, что длина Th!nk City составляет всего лишь 3,1 метра, он оставляет впечатление полноценного автомобиля, пусть и очень маленького. К слову, высота машины превышает 1,5 метра – совсем как у smart, но при большей длине.
Постучав по панелям его высокого кузова, можно узнать, что сделан он из матового, немного шершавого на ощупь АБС-пластика. Кстати, он не простой, а очень экологичный, вторичной переработки, и при желании его можно будет утилизировать еще не один раз. Из этого пластика выполнены почти все элементы – металлическое исключение составляют только выделяющийся мощный рейлинг из полированного алюминия, опоясывающий крышу машины, да внутренний «скелет» дверей.
Многие части кузова позаимствованы у других производителей, главным из которых можно назвать Ford: снаружи он поделился, например, ручками дверей, а при внимательном осмотре маркировка Ford на деталях встречается часто. И это неудивительно: именно американский концерн оказывал поддержку норвежской марке Th!nk, автомобили которой собирались в Финляндии. Такой вот международный космополитизм. Передние фары, хоть и напоминают многим фары Mini Cooper или Volkswagen Beetle, оригинальные. А вот сзади использованы модульные фонари Hella, которые встречаются как на суперкарах Lamborghini Diablo, так и вполне обычных автобусах компании «МАЗ» или карьерных самосвалах Liebherr.
Стекла здесь не меньше, чем металла – все окна в машине большие и широкие, а откидывающаяся на массивных петлях задняя дверь выполнена из него целиком, так что по площади остекления автомобильчик поспорит хоть с небоскребом. На переднем крыле притаился лючок, скрывающий главное отличие Th!nk от 99,9% окружающих машин: розетку, под которой располагается разъем для силового кабеля.
Четко выраженные колесные арки, скрывающие за собой 14-дюймовые легкосплавные диски, несут на себе повторители указателей поворота – причем симметрично, как на передних арках, так и на задних. Кстати, шины Michelin Energy Saver, созданные специально для городских автомобилей и имеющие меньшее сопротивление качению, у модели по рекомендации производителя намеренно перекачаны: две атмосферы спереди и почти три сзади. Это сделано для создания оптимального пятна контакта, что также позволяет экономить запас электроэнергии.
Сквозь колеса проглядывают рычаги передней независимой подвески типа Макферсон и лонжероны пространственной алюминиевой рамы, лежащей в основе машины. Интересный факт: сами амортизаторы на Th!nk позаимствованы с… подвески кабины магистрального тягача DAF XF! Открыв невесомый пластиковый капот, можно заметить только насос гидроусилителя руля, силовые провода, воздухозаборник, через который проходит воздух в отопителе, и вентиляторы системы охлаждения тяговой батареи. Сам электромотор, как и редуктор, играющий роль коробки передач, прячутся в глубине машины от любопытных взглядов. Зато заглянув под днище, можно заметить и тяговую батарею, разместившуюся внутри колесной базы – точнее, её защитный короб, предохраняющий нежное нутро от посягательств извне.
Внутри
Тяну широкую водительскую дверь – и попадаю в просторный салон, отделанный матовым белым пластиком, похожим на тот, что используется во внешней отделке. Впрочем, им обшиты только боковины: передняя панель, как и тканевые сиденья, контрастно окрашена в темные цвета. Сиденья хоть и далеки от спортивности, отлично держат тело, а благодаря удобному профилю спинки в них очень комфортно.
Салон продолжает викторину «угадай, от какого Форда», заданную экстерьером. Рулевое колесо вместе с подрулевым переключателем, например, позаимствовали у Ford Focus первого поколения, а внутренние дверные ручки – у второго. По центру передней панели – гирлянда лампочек, которая информирует владельца о включенной передаче. Рядом с массивным селектором коробки передач разместились откидные подстаканники и клавиши управления электростеклоподъемниками. В штатное оснащение электромобиля, помимо всего прочего, входят центральный замок, обогреватель салона и аудиоподготовка, а в качестве опции производитель предлагал кондиционер, панорамную крышу и продвинутую аудиосистему.
На панели приборов, спортивный вид которой придает светлая отделка, первую скрипку играет спидометр, разлинованный до 120 км/ч. По бокам от него притаились непривычные для «бензиновых» автолюбителей приборы, показывающие запас хода в процентах и то, сколько энергии рекуперируется в данный момент.
Функциональность не слишком гигантского салона вполне достойная. На боковинах дверей есть только ручки и небольшие кармашки для мелочевки, но для её размещения можно использовать и торпедо: там находится целая уйма полочек и ниш, в которые можно легко запрятать мелкий скарб. Ну а для тех, кому отсеков на передней панели оказалось недостаточно, в просторном багажном отсеке под специальными нишами прячутся лотки, в которые можно заложить еще целое множество мелких предметов, столь необходимых каждому автомобилисту. Правда, стоит уточнить: просторным багажник будет, если владелец не закажет автомобиль с опциональными задними сиденьями – тогда именно они займут сзади все полезное пространство.
В движении
Поворот ключа зажигания… и только включенные контрольные лампы на передней панели указывают, что автомобиль готов к движению. Аккуратно тяну селектор одноступенчатой коробки передач на себя до упора, в режим «Эко», отпускаю педаль тормоза – и наш экологически чистый транспорт совершенно бесшумно начинает движение. Ощущения – непривычные: от работающего мотора не слышно ни единого звука, но если нажать на педаль газа, можно услышать свист, как у летящего на большой высоте самолета.
Стоит отметить, что сами разработчики Th!nk при создании City максимальный упор делали на то, чтобы водитель мог четко контролировать обстановку на дороге. Этому помогают большие зеркала заднего вида с электроприводами и пресловутая полностью прозрачная задняя дверь. Благодаря этому парковаться или перестраиваться на маленьком электромобиле очень просто, а при необходимости малые габариты позволяют развернуть машину на любом пятачке. Кстати, при активной рулежке самый громкий звук, издаваемый электромобилем – шум от привода усилителя руля. Несмотря на небольшие габариты машины, рулевое колесо не пустое и позволяет осознанно ввинчивать авто в любые повороты.
На неровностях российских дорог автомобильчик потряхивает, но не сильно – сказывается влияние рамы, которая первой воспринимает все нагрузки и гасит часть колебаний. Благодаря размещенной в середине базы 300-килограммовой батарее удалось добиться низкого центра тяжести и грамотного распределения массы автомобиля по осям. Разгоняется машина мирно и спокойно, однако если выжать отзывчивую педаль газа почти до упора, тяга 33-киловатного асинхронного электромотора позволяет под нарастающий свист несуществующих турбин мгновенно пришпорить 1,3-тонную машинку.
Благодаря низкому центру тяжести Th!nk весьма устойчиво ведет себя на прямой и поворотах, но это не означает, что за рулем этого электрокара у вас получится реализовать свои драйверские амбиции – это вам не Tesla, а так, «теслёнок». Об этом же напоминают и максимальная скорость в 105 км/ч, и не самый большой запас хода – такой коктейль не принуждает водителя полихачить. Для экономии электроэнергии стоит учиться приемам спокойной езды: плавно набирать скорость и тормозить. Впрочем, чтобы остановить автомобиль, можно почти не пользоваться педалью тормоза: при включенном режиме эко-вождения система рекуперации сама начинает активно тормозить машину, запасая энергию в батареи даже при малейшем отпускании педали газа. Причем стоит отметить, что чем выше скорость, чем лучше действует электродинамическое торможение, ну а для полной остановки все же придется нажать и широкую педаль тормоза.
Эксплуатация
Электромобиль был куплен Алексеем полгода назад в Москве по цене в 1 500 000 рублей. За время эксплуатации счастливый обладатель накатал на своей машине почти 1 350 километров, причем с регулярным постоянством – с начала весны. До этого Think стоял в теплом гараже и эксплуатировался только по выходным дням. С полной разрядки до 100 процентов литий-ионная батарея электромобиля емкостью 70 000 mAh «заправляется» переменным током в 220 вольт за восемь часов. При этом на полную зарядку требуется 24 кВт*ч электроэнергии, что эквивалентно 112 рублям по базовому тарифу на электроэнергию в Москве. Ну или трем литрам ароматного 95-го бензина, если хотите. В зимний период при использовании штатной печки пробег электромобиля уменьшается до 70 км, но в летнее время полностью заряженный автомобиль способен проехать до 140 км на одной «заправке».
Отдельно стоит сказать, что несмотря на разговоры о массовом расширении инфраструктуры сети электрических заправок, в настоящее время стабильно работает лишь несколько точек, предоставленных МОЭСК (ПАО «Московская объединённая электросетевая компания» — одной из крупнейших распределительных электросетевых компаний России) в рамках проекта МОЭСК-EV.
Поскольку автомобиль совершенно новый, случаев ремонта у владельца не было. В ближайшее время планируется проверить и подтянуть все болтовые соединения снизу. Ну а еще электромобили Th!nk City сняты с производства, поэтому техническое обслуживание Алексей намерен проводить самостоятельно.
Несколько вопросов владельцу
Kolesa.ru: Алексей, почему именно электромобиль? Разве не интереснее было взять какую-то другую машину?
Алексей: Электромобили начали интересовать меня после того, как в Германии я ознакомился с первыми серийными электромобилями Renault – даже собирался приобрести один такой, но российское представительство в ответ на мой запрос дало категорический отказ. Но мой интерес к экологически чистым видам транспорта не угас, и поэтому, когда я обнаружил такой любопытный мелкосерийный автомобиль, то без раздумий стал его обладателем. Меня интересовал автомобиль, который изначально разрабатывался как электромобиль, без участия огромных капиталов, как это было у Mitsubishi или Nissan.
Kolesa.ru: Как опыт эксплуатации электромобиля повлиял на стиль твоего вождения?
Алексей: Эксплуатацию электромобиля с таким пробегом в таком крупном городе, как Москва, я бы сравнил с мастерством вождения Роллс-Ройса, которому обучают в Англии на курсах для водителей. Все маневры становятся гораздо продуманнее, желание прогнозировать обстановку и минимизировать использование тормозной системы начинает доминировать над умением ловко пользоваться педалью газа, как это происходит при езде на обычной машине.
Kolesa.ru: Ну и в качестве заключения, можно услышать пожелание всем любителям электромобилей России от практиков?
Алексей: При покупке электромобиля надо хорошо понимать, что для Москвы это, скорее, игрушка или модный аксессуар, что соответственно относится и к его стоимости. Однако когда дневной пробег составляет не более 50 километров и нет проблем с доступом к розетке, то электромобиль представляется мне отличной альтернативой машине с двигателем внутреннего сгорания.
История модели
Компания Think Global была основана в Норвегии в 1991 году. При поддержке Lotus ей было построено несколько микроавтомобильчиков с электроприводом, которые имели достаточный для городских условий запас хода и весьма продвинутую конструкцию. В основе автомобилей лежала алюминиевая пространственная рама, разработанная совместно со специалистами Lotus Engineering, к которой пристыковывались панели из ударопрочного АБС-пластика.
Снабженные никель-кадмиевыми батареями, 10 таких машин, получивших собственное имя PIV (Personal Independent Vehicle – независимый личный автомобиль) даже обслуживали Зимние Олимпийские игры 1994 года в Лиллехаммере. На одной зарядке крошечное авто могло пробежать до 85 километров, при этом разгоняясь до вполне приличных 90 км/ч. Однако приоритетным направлением в развитии компании стала разработка новых электроприводов и аккумуляторных батарей.
В начале 1999 года была начата разработка нового компактного электромобиля, созданного совместно с Ford Motor Company. Первые прототипы были построены уже в 2001 году и имели алюминиевую раму с навешанными на неё панелями из АБС-пластика, но до серийного производства автомобиль добрался лишь в 2005 году после череды доводок и настроек.
Новинка, получившая имя Th!nk City, имела кузова хэтчбек или кабриолет с мягким складным верхом и могла проехать без подзарядки уже свыше 160 км, а максимальная скорость достигала 110 км/ч. Электромобиль длиной всего 3,1 метра весил 1 038 кг и приводился в движение асинхронным электродвигателем переменного тока мощностью 34 кВт. На выбор покупателя предлагались как литий-ионная батарея емкостью в 23 кВт*ч, так и натрий-никель-хлоридная батарея Zebra, позволяющая получить больше циклов зарядки/разрядки за весь срок её эксплуатации. В 2009 году компактный электромобиль поступил в продажу в США, где пользовался популярностью в экологически озабоченных штатах – например, в Калифорнии, где Th!nk City продавался за 34 000 долларов.
Производство электромобилей наладили на финской кузовостроительной фирме Valmet. Специально для электромобилей Tesla Roadster компания Think Global разработала комплект литий-ионных батарей: контракт на разработку и производство был подписан с Илоном Маском на сумму 43 миллиона долларов. Однако к 2012 году, в связи с массовым выпуском более современных и вместительных электромобилей, дела у компании пошли хуже, и её представители заявили об официальной процедуре банкротства.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться