Вазовский трек – тот самый, на котором тестируется каждый изготовленный на заводе автомобиль – перекрыли на полтора часа для стайки журналистов. Правда, бэнкинги, профилированные повороты, позволяющие лететь без сброса газа, из «покатушечной» трассы исключили – от греха подальше. Знают на ВАЗе нашу братию.
Взгляд скользит по автомобилям – тут и апельсиновая Kalina Cross, и её старший брат, белоснежный Largus Cross, и пара заряженных Granta Sport и Kalina Sport, и даже электрическая ElLada… Здорово подготовились заводчане, журналисты будут довольны! Ведь многим из них в обычных условиях не удаётся получить большинство этих машин даже на короткий тест-драйв – пресс-парка у бренда Lada пока нет. Но нам интересны ещё более «редкие птицы» – затесавшиеся в ряды своих серийных бензиновых собратьев двухтопливные машины, работающие на двух типах горючего – бензине и сжатом природном газе.
Почему спустя годы испытаний и доводочных работ по седанам (сначала Priora, потом Granta) инженеры перекинули усилия на Largus? Сколько он проезжает? Насколько экономнее бензинового? Куда спрятали баллоны с газом? Будут ли его, в конце концов, производить серийно? Вопросов к Сергею Аманову, начальнику управления проектирования автомобиля, и его коллегам у нас накопилась масса. Но сначала – за руль.
Двухтопливный Ларгус, даром что из пилотной партии (вероятно, что такая машина пока в принципе всего одна), в старте с места ведёт себя довольно адекватно. Особых различий между бензином и газом, особенно зная, что у вас под капотом 84 л.с., вы не почувствуете, даже если включите кондиционер. «Оно не едет», «как-то слабовато», «это овощ»? О чем это вы, коллеги, привыкшие тестировать, вероятно, BMW, AMG и прочие трёхбуквия? Конечно это овощ! А точнее – 750 килограммов овощей, которые Ашот везёт на рынок в Кабардинке! И поверьте, Ашот счастлив, что его «каблучок» – двухтопливный. Ему плевать, что «на газу» машина теряет порядка 10% мощности.
Потому что Ашот не гонщик, а бизнесмен и умеет считать. Километр пути на газе обходится ему в 77 копеек, а на бензине – в 2 рубля 42 копейки! При расчете расхода 1 литр бензина эквивалентен 1 кубометру газа; бензин стоит порядка 35 рублей за литр, а кубометр газа – 10-12 рублей. Эта нехитрая арифметика даёт Ашоту экономию на топливе в три раза. У Largus CNG (так правильно называется эта модификация) 90-литровый баллон для газа, что позволяет продержаться на лёгком топливе порядка 310 километров. Бензиновый бак – штатный, 50 литров. На двух видах топлива Ларгус может пробежать без дозаправки более 1000 километров. Есть несколько «но», мешающих сделать сказку про Ашота былью. Не самое большое из них – в нашем, пилотном универсале Largus CNG, наматывающем круги по вазовскому треку: 90-литровый баллон стоит в огромном боксе в задней части кузова. Места крепления – штатные, от третьего ряда сидений. Да-да, из 7-местного универсала Ларгус превратился в 5-местный, а в фургоне Ашота баллон отберёт часть полезного пространства грузового отсека. Небольшую, но всё же.
Варианты, как с меньшими потерями упрятать в кузове ёмкость для газа, у инженеров есть. Правда, какие именно – они пока не говорят. Заметим, что у Ларгуса под днищем висит запаска. Вероятно, что именно её объём на версии CNG заменят тремя компактными баллонами (как это было в «газовой» Lada Priora CNG+) или двумя побольше, как это сейчас реализовано в Granta CNG.
Но почему плавают обороты холостого хода? Вазовцы говорят, что у мотора нет окончательных калибровок – чтобы выходить на дорогостоящие испытания по токсичности, хорошо бы иметь гарантии того, что автомобиль пойдёт в серию, а их пока нет… Жаль, потому что во всём остальном это очень адекватный автомобиль. Да, в «газовом» режиме интенсивность разгона «умирает» после 4 000 об/мин. Но мотор здесь – вазовский 16-клапанник с «бензиновой» мощностью 106 л.с., и если не гонять автомобиль в хвост и в гриву, вам этого хватит. Разница (как, впрочем, и в случае с Ларгусом) почти незаметна. Баллоны вмещают чуть больше, чем у Largus CNG – ровно 100 литров газа. Бензиновый бак, как и у Ларгуса, тоже штатный – 50 литров. На полной заправке обоими видами топлива Granta CNG проезжает 1050 километров… Так что с серийным выпуском? Полностью отработав инжиниринг и серийную технологию изготовления Granta CNG, вазовцы уже в который раз столкнулись с преградами по внедрению газовой темы в серию – на этот раз в виде колебания валютных курсов.
Серийные двухтопливные Гранта и Ларгус будут дороже своих однотопливных собратьев минимум на 100 000 рублей. На самом деле, это немного – в теории, если Ашот из Кабардинки купит себе двухтопливный «каблучок» и будет заправляться только газом, он отобьёт эту «сотню» уже за первые полгода! Но пока для покупателей это неочевидно. Раскрутить маховик покупательского спроса на АВТОВАЗе планируют так: добиться у правительства, чтобы легковой транспорт с газобаллонным оборудованием включили в программу государственного субсидирования. Сейчас по льготной цене можно купить только грузовики и автобусы с ГБО.
Локомотивом «газовой» темы на АВТОВАЗе будет именно Largus CNG, потому что газовое топливо очень выгодно для коммерсантов, вроде нашего друга Ашота, и для таксистов, а Ларгус – это идеальный автомобиль для такси. И именно на автомобилях такси, поддержав вовремя подоспевшую инициативу правительства Самарской области, АВТОВАЗ собирается показать, что это действительно выгодно. В этом проекте у Волжского автозавода есть два партнёра. Первый – это компания ООО «АТС», специализирующаяся на установке ГБО на автомобили и начавшая сотрудничество с АВТОВАЗом с автомобиля Granta CNG. Второй – ООО «Газпром газомоторное топливо», отвечающее за инфраструктуру. Сейчас ситуация с инфраструктурой газозаправочных станций чуть менее вопиющая, чем несколько лет назад, но работы ещё много. В России порядка 250 заправок, в основном они расположены в крупных городах. Есть регионы, где число заправок почти достаточное для нормальной езды если не на «чистом газе», то на двухтопливной машине: Краснодарский и Ставропольский край, Татарстан и Урал – Свердловская и Челябинская области. Плюсом к этому – некоторые центральные регионы; например, в Самарской области около восьми газовых заправок. Если закрыть «окна», где пробеги составляют 500 километров и более и снизить промежуточный километраж хотя бы до 200, будет уже приемлемо. В ближайшие год-полтора в планах у «Газпрома» построить ещё порядка 50 заправок, причем сосредоточиться планируют на двух-трёх ключевых регионах с «ограниченным ареалом обитания» машин, чтобы АВТОВАЗ смог организовать там нормальное сервисное обслуживание и мониторинг. Кроме того, «Газпром» готов будет предложить собственные стимулирующие программы, вроде бонусных пластиковых карт. Возможно, внесут свою лепту и региональные власти.
В этом случае конструкцию «газового» Ларгуса доведут до серийной. Обещают проработать компоновку, поискать оптимальный вариант, чтобы не занимать баллонами полезное пространство салона или грузового отсека. Перейдут на серийные детали. Окончательно «откалибруют» Гранту. Опытно-промышленное производство АВТОВАЗа готово выпускать 5 000 – 6 000 таких машин в односменном режиме, до 10 000 в двухсменном и до 15 000 в трёхсменном. Причем каких угодно – Largus, Granta, Kalina, 4x4… И даже Vesta или Xray! Приятно, что аккурат к своему дню рождения АВТОВАЗ перезапустил столь многообещающий проект. Будем ждать.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Если "при расчете расхода 1 литр бензина эквивалентен 1 кубометру газа", то почему 90-литрового баллона газа хватит всего на 310 километров?
Не получается заявленной экономии на цене километра аж в 3 раза.
ПОТОМУ, ЧТО В ЛИТРАХ ИЗМЕРЯЮТ САМ БАЛЛОН (ЧТО БЫ ПОНЯТНЕЙ БЫЛО), А ГАЗ КОТОРЫЙ В НЁМ ИЗМЕРЯЮТ В КУБОМЕТРАХ, ТАК НАПРИМЕР В 100-ЛИТРОВЫЙ БАЛЛОН ВМЕЩАЕТСЯ ПРИМЕРНО 23,88 КУБОМЕТРОВ ГАЗА.
Тогда действительно получится 300км по деньгам в 3 раза дешевле. Но все равно переплата в 100 тысяч за ГБО окупится после тысяч 60 пробега только на газе или даже больше.Такое предложение выгодно только коммерсантам с большими пробегами. Рядовой водитель и за 3 года столько может не наездить.А вообще идея с заводским ГБО хороша, только дороговата.
А почему такая большая разница 100000 между обычным авто и авто с ГБО? Средняя цена на установку ГБО на ВАЗ в сервисах 30 т.р., заводу это должно обходиться еще дешевле!
Вот именно! Я, лично, не намерен переплачивать за "удобно размещенный баллон" в 2-3 раза. С этой арифметикой Гранта за 500 тыр уйдет в люкс-комплектации с газом.Дорого!
30т.р. это за установку ГБО пропан. ГБО метан (о котором речь в статье) стоит сейчас установить 60-70т.р.. Плюс я полагаю они для CNG версий будут другу выштамповку делать кузова для более оптимального размещения баллонов внутри машины, чтобы полезный объём не скрадывать.
Идея хорошая, но дорого!Даже комерсу выгоднее купить обычный ларгус и оснастить его газовым оборудованием самому или в сервисе...А для обычного покупателя выгоднее вообще с этим не заморачиваться, проще дизель взять!
у меня на Форде стоит баллон на 42 литра, хватает на 500км, а с ларгусом без штанов останешься.
У меня четвёртый автомобиль на газу. доволен, хотя есть и минусы, туповатость при разгоне, но всё зависит от манеры езды. Не знаю, автор виноват, или ему дали такую информацию. но при заправке 100 литрового баллона проехать 310км, такие машины не кому не будут нужны. У меня 50 литровый баллон и хватает на Ниве на 380-420км, на ней расход гораздо выше чем у Ларгуса. И я действительно ощущаю экономию до 50% по деньгам. Поэтому прежде чем давать информацию, её необходимо проверить, а то получается антиреклама. Машина с ГБО в заводском исполнение хорошая штука, но не за такие деньги.
Ну почему на ВАЗе гонятся за сжатым природным газом, а не озаботятся более доступным нефтяным сжиженным газом? Я конечно понимаю, что это мода и мировые тенденции, но будьте ближе к людям! LPG заправки есть везде как в России, так и за рубежом буквально под каждым кустом. LPG намного безопаснее, не нужно возить ёмкость под давлением 200 атмосфер, которая при разгерметизации разносит автомобиль в клочья. И вообще заводская цена за газ в 100 тысяч, это верх безумия. У грамотных установщиков можно поставить газовый баллон за 40-50 тысяч и иметь такую же экономию.
Илья, пропан-бутановые смеси (далее ПБС) использовать в качестве топлива - это была ошибка топливной индустрии. Весь мир отказывается от ПБС, т.к. ПБС уже давно используют в нефтехимии и там "оно" ценное сырьё для производства полимеров. К сожалению в РФ пока рынок метановых заправок никак не развит (обычных АЗС в стране порядка 25-35 тыс. шт., ПБС около 2,5 тыс шт., а метановых 250 шт....) В нормальных странах не зажатыми нефтяными лобби природный газ (далее ПГ) продают уже полным ходом. В одной Германии их около 800 шт (построили за последние 10 лет), в Беларуссии АГНКС полно, в Украине, в Армении и т.д...про Бразилию,США. Индию - вообще молчу там уже сжиженный метан (СПГ) заправляют в авто. В Китае СПГ заправок 1500 шт., АГНКС оло 6000 шт. Мы отстали в плане применения ПГ очень сильно. К нам даже официальные автодилеры свои битопливные авто не везут - тк нет заправок((((. НАПРИМЕР В Белоруссии даже Рено логан есть у официалов..
Похоже, что для автора статьи главным было "прокукарекать" и получить гонорар. Где технический анализ? Где расшифровка и обоснование 100 000 удорожания ? Почему сжатый газ, а не сжиженый, по которому есть сеть заправок и который явно безопастнее? По сути, АвтоВАЗ делает кустарную установку ГБО и берёт за это "тройную" цену.
Я лично за метан. Но за авто полностью на метане! Чтобы максимум 10л бак был под бензин ... для систем предпускового подогрева типа Вебасто не более) Или вообще без бензинового бака!Весь остальной высвободившийся полезный объём пустить под баллоны газа. В таком случае может идти речь о доводке серийных (в данном случае говорим о АВТОВАЗе) моторов под использование на газу, а это повышение степени сжатия, изменение настроек угла опережения зажигания, защита выпускных клапанов и их сёдел, отработка режимов управления двигателя для езды исключительно на газу. Если уж выпускать с завода то доводить идею до идеала! Вот тогда я буду готов переплатить! И переводить на метан нужно еще посмотреть какой двигатель! Нужно опять же подобрать тот, кто покажет большее КПД при использовании газа ... я так полагаю новые 1.4 трбо или 1.8 атмо вполне сгодились бы для этого.Честно жду от завода такой работы к 2020-2025 году.И признаюсь как и все вышеотписавшиеся, что если перевод на газ серийных машин будет такой же как можно сделать в сторонней фирме за 50т.р., а завод будет просить 100т.р. за газифицированную версию - я лучше куплю простую машину и поставлю на стороне и сэкономлю 50т.р.!Но если завод будет доводить свои двигателя и все системы под газ! Тогда мне 100т.р. будет не жалко. Т.к. я понимаю, что в таком случае мотор будет мощнее, экономичнее и это окупиться в будущем.
Идея хорошая, но... цена убивает все желание покупать. Если цена не будет на ГБО ниже в 2 раза, то мне нет смысла покупать такое авто, я быстрее ее продам. АвтоВАЗу для простых потребителей нужно снижать цены однозначно, иначе продажи не пойдут.