Снаружи
Стоящий передо мной сухопутный самолет один их тех столпов, на которых держится слава Саабов, как неординарных автомобилей для людей с утонченным вкусом. Сложно поверить в то, что этот стильный хэтчбек – соотечественник чемоданообразных Volvo. Силуэт пятидверки отдаленно напоминает Tatra 613, что есть большой комплимент шведам, поскольку образ чешской модели помогали рисовать итальянцы из Carrozeria Alfredo Vignale. Не потеряется Saab 900 и на фоне любого престижного немца тех лет.
Открытие массивной челюсти капота – целый аттракцион: сначала он съезжает вперед по направляющим, а потом откидывается вверх на передних петлях. Длинные свесы, изящный, слегка изогнутый хвост и много, много стекол. Экстерьер по площади остекления поспорит с витриной небольшого магазина. Но как это по-саабовски, придать салону автомобиля внешнее сходство с кабиной самолета. Цельность образа не нарушают даже массивные травмобезопасные бамперы. А дворники на фарах – опция из раздела «верните это немедленно!»
Небесно-голубой колер идеально дополняет самолетный имидж 900-го. Наш экземпляр – в редчайшем для Сааба своих лет состоянии. Лучи скупого февральского солнца весело отбрасывают зайчики на лаконичных обводах, не знавших никогда восстановительной полировки и нанопокрытий, а рука сама тянется к массивной ручке двери, ведущей в кабину пилота, находящейся в изумительном для своих лет состоянии.
Внутри
Забота о пассажирах видна уже на подступе к салону. Открыв увесистую дверь, замечаю, что ее нижняя кромка полностью закрывает порог. Беспокоиться о чистоте брюк экипажу Сааба не придется. Интерьер построен по минивэновскому принципу, без центральной консоли. Массивная передняя панель из черного мягкого винила скомпонована вокруг пилота. Руль-штурвал с толстым ободом установлен почти в вертикальной плоскости.
Посадка в уютных велюровых креслах удобна на обоих рядах. Дверные панели с тканевыми вставками отделаны серо-голубым пластиком, отлично гармонирующим с цветом кузова. Светло, уютно, просторно, а благодаря отсутствию прямоугольных поверхностей выглядит современнее, чем у одноклассников, грешащих рубленными топором интерьерами.
Базовая комплектация 900-го не позволяет похвастаться широким списком опций. Кондиционер и электрические стеклоподъемники отсутствуют, зато есть люк в полкрыши и на месте главные саабовские «фишки». Хэтчбек лишь на два года младше меня, но замок зажигания уже там, где его привыкли видеть все сааберы. А надпись Fasten Belts на передней панели – еще один привет из мира шведской авиации.
В движении
На корме 900-го гордо красуется не требующий расшифровки шильдик 5 Speed. В начале 80-х это было серьезным конкурентным преимуществом. Коробка работает в паре с двухлитровой атмосферной четверкой мощностью 118 л. с., снабженной системой впрыска топлива Bosch K-Jetronic. Общими усилиями этот тандем разгоняет хэтчбек до сотни почти за 12 секунд. «Максималка» составляет примерно 175 км/ч. Достойные показатели для своего времени, хотя, конечно, подлинно культовыми в середине 80-х считались 16-клапанные турбо-версии на 160 сил, которые могли задать жару шестицилиндровым «пятеркам» BMW E28.
Мне, пожалуй, стоит извиниться перед почтенным шведом, от которого я ожидал флегматичных повадок в пенсионерском стиле. Но оказалось, что саабовский «атмосферник» отнюдь не мальчик для битья. Двигатель невозмутимо везет уже с 2 000 об/мин. Коробка, несмотря на длинные ходы рычага, радует четкостью переключений. Дисковые тормоза спереди и сзади с безасбестовыми колодками (шведы стали пионерами в этой области) информативны и эффективны. На прямой 900-й стоит уверенно, с нордической невозмутимостью игнорируя не только дорожную мелочь, но и крупные неровности. В то время плавность хода еще могла успешно сочетаться с хорошей управляемостью.
Кстати, по современным меркам конструкция Сааба – совсем не выдающаяся. Простая двухрычажка спереди и балка сзади, плюс передний привод. Скукота? Отнюдь! Мастерство тонкой настройки творит чудеса. В поворотах швед упрямо не хочет соскакивать с траектории, до последнего цепляясь за траекторию узкими пятнадцатидюймовыми шинами. Занос, когда Saab норовит выскользнуть передней осью наружу траектории, развивается прогнозируемо, и только если пилот начинает совсем уж наглеть со скоростью. Кстати, если вы решите «дрифтануть» на этой машине зимой на парковке, не спешите дергать ручник – он тут блокирует передние колеса.Породистые повадки Сааба подкреплены завидным уровнем безопасности. В тонкие стойки панорамного лобового стекла вживлены мощные трубы, защищающие салон в случае бокового удара или опрокидывания. Идти на таран в шведском истребителе тоже не страшно, длинный нос 900-го сохранял жизнь экипажа при лобовом столкновении за счет массивных бамперов и лонжеронов сложной многослойной конструкции.
Комфортный, безопасный, хорошо управляемый автомобиль с нетривиальной внешностью и авиационной родословной – таким предстал Saab 900 перед своими покупателями почти сорок лет назад. Сегодня он икона стиля для многих фанатов марки и живой памятник «тру-Сааба» той эпохи, когда шведы еще не сотрудничали с Fiat и не породнились с General Motors. Ушедшая натура, которой никогда не будет замены.
История покупки
Данилас из тех, про кого говорят – «У него Сааб головного мозга». За долгое время владения более поздним Saab 9000 он успел всецело проникнуться духом шведской марки, но хотелось чего-то более аутентичного. Решено было искать 900-й под восстановление. В поисках, пришедшихся на 2013 год, Даниласу помогала жена Наталья, которая всецело поддерживала идею покупки янгтаймера. И вот, когда уже было найдено несколько вариантов разной степени убитости, неожиданно возник этот хэтчбек, заявленный как полностью комплектный экземпляр в оригинальном состоянии.На фоне других предложений автомобиль отпугивал высокой ценой. Средний ценник на другие Саабы этой модели варьировался в пределах 50 000-150 000 рублей. Однако Данилас и Наталья решили удовлетворить свое любопытство и съездить посмотреть, за что же просят внушительную сумму.По приезду их ожидал светло-голубой красавец 1984 года выпуска с пробегом 170 000 км. Saab был действительно в отличной сохранности и, судя по состоянию кузова, никогда не знал зимы.
Хэтчбек был пригнан перекупщиком из Швейцарии в 2011 году, но завис у него на два года. Как в последствии выяснилось, про этот экземпляр знала вся саабовская тусовка, но на покупку так никто и не решился из-за дороговизны. А Данилас с Натальей не устояли и забрали 900-й себе, трезво рассудив, что в отсутствии собственной ремзоны восстановление полуживого автомобиля до аналогичного состояния выйдет дороже.
Ремонт
Чтобы янгтаймер в отличном состоянии оставался таким и дальше, ему нужен тщательный уход. Поэтому первое, что сделал Данилас – это полная антикоррозийная обработка не только днища, но и всех проблемных мест этой модели, благо они давно известны сабакаводам (так называют себя сааберы). В первую очередь это стойки и подстаканники. В этом году Данилас в превентивной мере повторил процедуру.По технике за два года было совсем немного проблем. Текущая рулевая рейка, о которой предупреждал продавец, обошлась в 2 000 рублей за деталь с разборки. Замена шаровых – по 600 рублей за штуку. Стойки амортизаторов – 3 500 рублей за пару. Новая подушка двигателя была заказана из Англии за 3 000 рублей.Часть работ Данилас делает сам. У Сааба (особенно с простым безнаддувным мотором) легкий доступ ко многим агрегатам, поэтому когда однажды потек радиатор, он собственноручно снял его и отремонтировал дома. Часть запчастей все еще можно найти новыми в магазинах, а специфических деталей много на разборках – как у нас, так и в соседней Финляндии.
Иногда выручают бывшие владельцы таких машин. Несколько раз к Даниласу подходили люди со словами – «У меня когда-то был такой автомобиль и осталось много запчастей. Вам не надо?» Были и другие забавные случаи. Например, недостающий оригинальный колесный колпак был найден в придорожной канаве на автомобильной разборке в финском захолустье. Обалдевший продавец в полном недоумении продал Даниласу давно забытую всеми деталь за 3 евро.Страховку ОСАГО для Saab оплатили киношники, предложившие снять янгтаймер в экспериментальном фильме. Вот так и получается, что общие расходы на содержание 900-го за два года не превысили 30 000 рублей.
Эксплуатация
Данилас и Наталья используют свой янгтаймер как всесезонный автомобиль выходного дня. За два года пробег достиг 212 000 км. Сааб успел свозить своих хозяев в Прибалтику, Беларусь на Черное и Баренцово моря, показав себя удобным автомобилем для путешествий и ночевок.
- регулярное ТО с заменой масла (полусинтетика) и фильтров – 3 500 рублей.
- расход топлива в городском цикле – 11-12 л/100 км
- расход топлива по трассе – 7,5 л/100 км
- расход топлива в смешанном цикле – 9/100 км
- бензин – АИ-95
Планы
Данилас и Наталья планируют длительное путешествие по нескольким странам. К сожалению, взять Saab с собой у них не получится при всем желании. Поэтому 900-й выставлен на продажу. Хочется надеяться, что янгтаймер попадет в правильные заботливые руки.
История модели
Девятка в наименованиях автомобилей Saab – отнюдь не случайное явление, а дань славному авиационному прошлому компании. Обозначение первенца компании Saab 92 намекает на его тесную связь самолетом Saab 91 Safir.Saab 900 был представлен в 1978 году как замена более компактному Saab 99. Конструктивно переднеприводная модель с несущим кузовом была схожа с предшественником. Вначале семейство 900-х состояло из четырех типов кузовов: двух- или четырехдверного седана и хетчбека с тремя или пятью дверями. С 1986 года стал доступен кабриолет.
Гамма двигателей состояла из рядных двухлитровых четверок. Мотор объемом 2,1 литра дополнил линейку только в 1991 году. Самый простой Saab 900 в версии GL оснащался 99-сильным двигателем с одним карбюратором. Наличие второго карбюратора поднимало мощность до 106 л. с. Инжекторный 900i демонстрировал 118 л. с.Турбомоторы были представлены несколькими вариантами, самый производительный из которых на модели SAAB 900 Turbo 16 S выдавал 175 л. с. (185 л. с. в версии без каталитического нейтрализатора). Ассортимент коробок передач состоял из механики на четыре или пять скоростей и трехдиапазонного автомата Borg Warner.Конструкция SAAB 900 постоянно совершенствовалась. В 1982 году был внедрен буст-контроллер, а для топовых модификаций стал доступен центральный замок. Крупный рестайлинг пришелся на 1987 год – обновленные машины прозвали «остромордыми» за характерный профиль. Модель получила подкорректированную внешность и интерьер, модернизированную подвеску и тормоза, появилась новая система охлаждения двигателя.
В 1993 году все модификации, за исключением кабриолета, были сняты с производства, уступив место 900 второго поколения, построенному на одной платформе с Opel Vectra. Открытые версии производились еще год. Последними экземплярами модели стали кабриолеты SAAB 900 Special Edition. Всего было произведено, по иронии судьбы, более 900 000 автомобилей.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Голосовальщиков много, а кто-то реально купит? На вид машинка ушата полностью.
В каком месте она ушатана?
Присоединяюсь к вопросу Вячеслава. Видел этот Сааб, лично знаю Даниласа. Это один из лучших в Питере автомобилей по сохранности. Вы ушатанных 900-к, видимо, не видели :D
Это не тот Сааб, который во дворе на Гражданке стоит?)
Вполне возможно)
Интересно, а голосовальщики типа IVAN. S здесь что делают? Глоты, помойники, задача которых - обосрать автора - дальше-то что? Валите нахер отсюда, чушкари, время ваше вышло. А так - классный материал, побольше бы таких на Колесах...
:)) В редакции Колес целых два саабовода, так что мы стараемся. Со временем найдем еще несколько хорошо сохранившихся машинок.
Блин, ну фотографии отличного классического интерьера и не убраны ни примочки в прикуривателе, ни навигатор... ну что за?! Ведь машина же интересна, фотографии хороши то в целом.