Гаражные посиделки
Отчего я начал с темы гаражей и их забытых реликтов? Просто у нас с Павлом, героем сегодняшнего материала, состоялся очень интересный разговор на тему автомобилей, которые вряд ли когда-нибудь покинут место своей последней стоянки. Но Павел, как человек увлекающийся, собирает такие истории, и вот рассказал одну из них. Итак, представим ситуацию: вечер, гаражный массив, раскрытый во все створки DeVille – хозяин совершает мелкий ремонт. Рядом материализуется незнакомый мужик, начинает навязчиво крутиться вокруг. Потом он все же решается заговорить с Павлом. «У моего знакомого, – говорит, – в гараже точно такой же американец стоит! Даже цвета такого!». Паша согласно кивает, улыбается, от разговора уходит. «Не веришь? Я сейчас Петровичу позвоню, он выйдет, откроет – сам увидишь». В итоге мужик действительно позвонил Петровичу, тот не поленился, вышел из дому, открыл. Оказалось, за гаражными дверьми спокойно дремал себе истинный раритет, Oldsmobile Cutlass 77’. Его хозяина, валютчика, конкуренты убили еще в 90-х. С тех пор машина пылится в одиночестве…
Таких историй Павел знает не одну. Да и его собственный Cadillac на своем веку повидал многое. До покупки Sedan DeVille принадлежал питерскому бизнесмену, женатому на белоруске. Мужчина приобрел этот Cadillac еще во времена перестройки и в Синеокой бывал наездами, навещая родителей и родственников жены. Несмотря на то, что машина эта была для выходного дня, в один из таких променадов она сломалась – в смысле, не завелась. Бизнесмен вдруг очень заторопился обратно в Питер и разбираться с закапризничавшим «американцем» не стал. Автомобиль был отдан на хранение тестю, а на самом деле – брошен. Жизненные обстоятельства бизнесмена поменялись настолько круто, что свой Cadillac он больше не увидел. Более 9 лет тесть честно хранил машину в своем гараже, а когда она надоела, продал. Зато еще одна мечта детства у Паши, наконец, сбылась.
Так сложилось, что угловатые американские «таункары» являются чуть ли не главной страстью в жизни нашего героя. В личной коллекции Павла есть пять представителей этого племени, находящихся в разной степени готовности. Но кроме эстетической привлекательности этих автомобилей, они обладают еще одной ценностью – богатым жизненным опытом. Персональной историей олдтаймеров, привезенных сюда еще советскими моряками, актерами и путешественниками, Павел начал интересоваться очень давно. Он регулярно выезжает на слеты ретроавтомобилей, общается с владельцами редких машин на интернет-форумах. До сего момента он смог собрать большой архив редких фото, услышать множество баек из первоисточников. Все это ждет своего часа, чтобы оформиться в полноценный ресурс, но кое-какой информацией Павел поделится с нами уже сейчас.
Тот самый модельный год
Как пишут авторы бульварных детективов, «в своей жизни каждый подходит к черте, разделяющей ее на до и после». Для компании Cadillac такой чертой стал 1977 год, когда все полноразмерные представители ее модельного ряда подверглись «обрезанию». Это была вынужденная мера в ответ на законодательный акт «О среднем корпоративном расходе топлива», предписывающий сделать американские машины более экономичными. Арабское нефтяное эмбарго сперва привело к сокращению объемов их двигателей (1975 г.), а после – и кузовного пространства.
В среднем автомобили Cadillac потеряли в весе 250 кг и стали короче на 25 см. Чтобы скрыть от клиентов эти изменения, конструкторам бренда пришлось очень постараться. И эти парни проделали настолько серьезную работу, что салон автомобилей, как и багажное отделение, стал даже больше, чем прежде. А еще в модельном ряду Cadillac появились новые купе и седаны DeVille, служившие промежуточным звеном между автомобилями начального уровня (Series 62, Seville) и машинами класса премиум (Series 75, Eldorado).
По части дизайна этот период стал для Cadillac революционным. Впервые в истории бренда рестайлинг привел к сокращению габаритов авто вместо их традиционного увеличения. Увы, внешность седана и купе DeVille потеряла в стремительности, ведь главную фишку этих машин – отсутствие центральных стоек – заменили дверьми с рамками. Конечно, в ответ дизайнеры «нагнали лоску», подкрепив новый стиль авто хромированными вставками, молдингами и бамперами. Но флер молодцеватого нахальства испарился – Cadillac, наконец, стал тем консервативным «старпером», которым, по сути, всегда и был.
Аппетиты авто снизились пропорционально. На смену 8,2-литровым агрегатам V8 пришли «скромные моторчики» рабочим объемом 7 литров. Для этого инженерам пришлось уменьшить и диаметр цилиндра, и ход поршня в нем. Карбюраторные движки (L33) развивали мощность всего 180 л.с., а их собратья помощнее, L35, могли похвастаться центральным впрыском топлива (EFI) и электронным управлением, что увеличило количество «лошадок» под капотом до 195. Агрегировались оба мотора с 3-ступенчатым «автоматом» Turbo Hydra-Matic 400, на тот момент входившим в стандартную комплектацию. Коробка, кстати, была улучшена, что обеспечило лучший разгон автомобиля и позволило снизить расход топлива.
Среди всего прочего Cadillac предлагал гидроусилитель руля с переменным передаточным отношением, пневматическую регулировку высоты задней части кузова, широкий выбор стереосистем и специальное дизайнерское исполнение d’Elegance. Американцы нашли обновленный DeVille удачным: продажи 1978 года установили абсолютный рекорд за все время существования модели на рынке – 234 171 экземпляр.
Самый честный олдтаймер
Разговорившись, Павел по секрету признался, что всегда мечтал о Cadillac Fleetwood 1982 года выпуска в «квадратном» кузове. Но выбирать не приходилось, и он взял DeVille. Уже после покупки и близкого знакомства с машиной Паша понял, что этот вариант оказался куда интереснее его давней мечты. Все же DeVille 78’ – это последний истинный полноразмерник. После него американские дредноуты каждый год подвергались все большему сжатию, в обиходе даже словечко появилось соответствующее – «downsize». Возможностей убедиться в этом у Павла выдалось предостаточно: на ретрослетах он каких только «Флитвудов» не насмотрелся, начиная с седанов и заканчивая «сосисочными» лимузинами. Среди российских любителей старины эта модель популярна – полсотни экспонатов наберется легко. А вот машины в кузовах 78-79 гг. для наших стран – редкость.
К слову, необычность Пашиного автомобиля на этом не заканчивается. У нас на тестах побывало немало «американцев», восстановленных едва ли не лучше, чем они выглядели изначально. В отличие от своих собратьев, нынешний Cadillac Sedan DeVille представляет собой лишь то, чем он являлся в далеком 1978 году. Эта машина не ремонтировалась ни одним из ее владельцев, существуя лишь на запасе прочности, заложенном в нее производителем. Даже темно-зеленая краска является той самой, что покрыла кузов DeVille перед тем, как модель сошла с конвейера! Тогда что же творится у нее внутри?
Оказавшись по ту сторону дверных створок, я понимаю, что время отнеслось к автомобилю благосклонно. Гостей DeVille встречает обилием пластиковых вставок «под дерево» и зеленой велюровой обивкой, такой же теплой, как бабушкины объятия. Для своих почтенных лет оная сохранилась неплохо: да, потолок просел от сырости, но ни пятен плесени, ни дыр, оставленных молью, в ней нет. Зато есть ощущение изолированности и пространственно-временного вакуума – мир изнутри этого авто выглядит иначе и похож на фотоснимок в технике сепия. Подобные чувства в душе может вызвать лишь машина, сохранившая следы немалого опыта, накопленного за полуосями.
Пережив первый ностальгический приступ, изучаю салон подробнее. На месте переднего дивана утвердились два независимых друг от друга кресла – опция, которую в 1978 году было необходимо подтверждать на стадии заводской сборки. Панель торпедо радует грамотной оптимизацией: все водительские приборы удобно скомпонованы слева, медиакомплекс разместился по центру. Тут собран максимум удобств, который Cadillac мог предложить на момент выпуска данного авто. Уже упомянутая мной комплектация d’Elegance включает в себя такие опции, как автоматическая подсветка салона, электроантенна, обдув задних стекол, кондиционер с функцией климат-контроля, 8-позиционная регулировка сидений и кнопка управления багажником. В дверные карты интегрированы персональные электропульты, управляющие стеклами и прикуривателями (по одному на каждого пассажира). За музыку отвечает радиоприемник с плеером Stereo 8 – единственный элемент из базового наполнения модели.
Последнему хотелось бы посвятить несколько отдельных слов, ибо проект, популярный в 60-х, увидеть сегодня воочию равносильно тому, как если бы палеонтолог раскопал останки динозавра рядом с остановкой городского транспорта. Носителями для Stereo 8 являлись компакт-кассеты, чья пленка была скручена особым образом – лентой Мёбиуса, т.е. бесконечной петлей. Это позволяло кассете проигрываться непрерывно «по кругу», а также включать любой из восьми ее треков без перемотки. Массово такие кассеты выпускались до 1982 года, а ограниченными партиями – до 1986-го. Найти подобный носитель сейчас – редкая удача, но Павлу удалось выкупить несколько американских лотов на eBay. Удивительно, что эти штуки, пусть со скрипом, но работают до сих пор!
На одном крыле…
А вот под капотом состояние Sedan DeVille впечатляет не слишком. Конечно, 7-литровый Big Block 425 Cadillac и 3-ступенчатая трансмиссия Turbo Hydra-Matic 400 – если не лучший тандем в истории General Motors, то уж точно один из самых надежных. К примеру, профилактический осмотр показал, что компрессия мотора по-прежнему находится в пределах нормы. Павел, конечно, оказал первую помощь своему железному другу, поменяв все жидкости и масла, заменил электрику, катушку зажигания, стартер и свечи. Но глобально ремонтировать DeVille не стал, так как уже был в курсе: стоит разобрать в машине хоть что-то – и она останется в гараже надолго. Тому в подтверждение предыдущий опыт – за несколько лет реставрации Buick LeSabre Coupe 1982 года выпуска (первого «ретроприза» Павла), олдтаймер сменил уже три мотора, но на колеса так и не встал. С тех пор наш герой придерживается правила: «лучше ездить на плохой машине, чем не ездить совсем».
Конечно, DeVille ждет своей очереди на полное восстановление. Но это не мешает Павлу использовать его в качестве fun-car, участвуя в тематических фестивалях и слетах, а также отправляясь в путешествия, далекие от туристических маршрутов. Это довольно опасно, ведь предыдущие владельцы не оказывали Cadillac должного ухода, что сделало машину абсолютно непредсказуемой. Цитируя Павла, «DeVille ездит на честном слове и одном крыле». Но в этом есть особый кайф, который первое время сложно понять. Интерес появляется несколько часов спустя, а после к ощущениям добавляются и вовсе истеричные нотки а-ля «помоги себе сам».
Расход топлива на 100 км
Городской цикл, л | Загородный цикл, л | Смешанный цикл, л |
---|---|---|
20 | 13-15 | - |
Любопытно, что свою прямую функцию, то есть доставку экипажа из пункта А в пункт Б, автомобиль по-прежнему выполняет исправно. Капризничает он в мелочах: то «дворники» выйдут из строя, то провода стоп-сигналов растрясутся на гравийке. Но все это лечится парой тычков ключом и отверткой. Минувшим летом, к примеру, Паша совершил вояж по стране протяженностью в 3 000 км. Путешествие прошло так, что он ни разу не пожалел о своем выборе в пользу старенького Cadillac DeVille.
Удивляет и состояние кузова. Такие обязательные для 38-летнего железа атрибуты, как дыры и повсеместная ржавчина, здесь отсутствуют. В основном. Похоже, инженеры GM знали, что делали, выпуская новую модель с кузовом повышенной структурной целостности и усиленными контактными поверхностями. Для защиты от коррозии тут были применены панели из оцинкованной стали и биметаллов. Такой машине даже заснеженные дороги Канады были нипочем.
О принадлежности DeVille к северной части континента говорит и его приборная панель, точнее спидометр – километровая разметка тут заметнее и больше, чем обозначения в милях. Не знаю почему, но этот факт греет мне душу. Как и ворчливый рокот V-образного движка. Невзирая на почтенный возраст, тот заводится практически без одышки. А вот о людях эта машина явно невысокого мнения: для склеротичных водителей ручной тормоз, он же «ножник», оборудован вакуумным доводчиком, отключающим оный при срабатывании первой передачи. Кто ж из нас не ездил на «ручнике»...
Прожитые этим седаном годы освобождают меня от всякой критики к процессу вождения. Да, машина уставшая, и чувствуется, что она нуждается в полной комплексной реставрации. Но при этом Cadillac может уверенно гнать по трассе на скорости 110 км/ч и изящно входить в повороты. Потенциал полностью переработанной конструкции пружинной подвески (передняя – независимая, на штампованных поперечных рычагах; задняя – зависимая с продольными рычагами), а также стабилизаторов поперечной устойчивости оказался настолько велик, что до сих пор обеспечивает мягкий ход автомобиля.
Вообще, Cadillac Sedan DeVille ’78 похож на поджарого пенсионера, уверенно пересекающего оживленный транспортный поток, в то время как ты подхватил старика под руку, хотя о помощи тот не просил, за что и отвесил тебе хорошую зуботычину.
Удивляться тут нечего – ведь он это сделал не из злобы, а науки ради. Похожий случай произошел с Павлом недавно, когда в машине вдруг перестал работать генератор. Умная электроника сперва стала отключать вспомогательный функционал (радио, кондиционер), а потом перестала подавать искру на все цилиндры мотора. Топливная смесь при этом поступала прямиком в разгоряченный глушитель, банка которого взорвалась, едва Паша съехал на обочину. Да, старые тачки – они такие, с характером.
- Года выпуска:
- 1978
- Платформа:
- GM C-body
- Длина кузова:
- 5 618 мм
- Ширина:
- 1 941 мм
- Высота:
- 1 440 мм
- Снаряженная масса:
- 1 800 кг
Народная любовь
Конечно, Sedan DeVille обращает на себя внимание. Люди постарше зачем-то путают раритетный Cadillac с 31-ой Волгой, «членовозом». Сходство у этих машин если и наблюдается, то малое и в профиль, но заслуженные работники автобаз предпочитают этого не замечать. Некоторые даже всерьез советуют Павлу вернуть рычаг КПП из-под руля на законное место в полу – так, мол, двигатель станет производительнее. А вот молодежи кажется, что точно такой же автомобиль снимался в криминальной драме «Бригада». Я лично наблюдал, как на светофоре из окошка потрепанного BMW высунулась небритая физиономия какого-то парня, кричавшего: «Такая тачка только у тебя и у Космоса!». Объяснять ему, что сериальный муви-кар являлся Линкольном, было пустой тратой времени.
Павел относится к этому философски и легко отвечает на все дежурные вопросы, которые автомобилисты задают ему на заправках. А мысленно представляет себе грядущую работу и совершенно другой автомобиль, который появится после нее. За техническую начинку владелец DeVille не переживает – все необходимое можно найти у других соплатформенников (в семействе C-body их больше десятка). Куда сложнее отыскать оригинальный молдинг, салонный пластик. Такие штуки водятся лишь в руках коллекционеров; на eBay качество этих деталей оставляет желать лучшего. Понемногу, не спеша Павел запасается всем необходимым, чтобы однажды привести машину своей мечты в надлежащий вид. До той поры у него есть дела насущные – и, конечно, дороги.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
а катки то бьюиковские)