Их осталось мало
Как там незабвенный Булат Шалвович пел: «Их осталось мало, и это наша боль»? Ну, не совсем так он пел, согласен, но факт остается фактом: их, в смысле, настоящих внедорожников, на рынке осталось всего ничего, раз, два, да и обчелся… А вот тех, кому нужен не кроссовер и не премиальный SUV, и именно работяга на все случаи жизни, в нашей стране неухоженных направлений и вечнозеленых помидоров пока что хватает. Потому появление нового Pajero Sport было встречено вполне благожелательно. Только вот благожелательность эта получилась какой-то платонической и теоретической: за два квартала 2016-го и четыре месяца 2017-го года было продано немногим более 700 машин. Почему?
Причин довольно много, но одной из них явно стало отсутствие на рынке дизельной версии. Стоит напомнить, что на один проданный Pajero Sport предыдущего поколения, оснащенный бензиновым V6, приходилось 9 дизельных… В июле прошлого года сотрудники Mitsubishi клялись и божились, что дизель всенепременно будет, и вот, наконец, их обещания сбылись. Так что есть основания предполагать, что если упомянутое выше соотношение сохранится для третьего поколения модели с заводским индексом QE, то продажи марки рванут ввысь, как поднятый по тревоге истребитель-перехватчик. Или не рванут? Каков будет дизельный «пан Спортсмен» в деле и в повседневной жизни? Пока не попробуешь, не поймешь…
Дизайн против проходимости
Нужно сказать, что при первой встрече новый Pajero Sport произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, смотрится автомобиль действительно импозантно. Впереди – хищные «жвалы» с хромированной окантовкой, мускулистые, четко очерченные бугры колесных арок, энергичный профиль, дерзко взбегающая вверх подоконная линия, затекающие на крылья треугольники задних фонарей, продолжающиеся резкой подштамповкой, и симметричная подштамповка на переднем крыле, обилие хромированных деталей…
Как передняя, так и задняя светотехника отличаются затейливыми формами. Особенно задняя, со стекающей до уровня бампера лопастью. Да, третий Sport — это уже не просто работяга, изготовленный путем прикручивания незамысловатого кузова типа «универсал» на шасси легкого грузовичка. И все-таки дизайн этой модели весьма неоднозначен. На мой вкус — слишком вычурно, и отдельных деталей многовато.
Но важно даже не это… Mitsubishi Pajero Sport по своей сути представляет собой классический рамный внедорожник, то есть транспортное средство, сочетающее достаточный комфорт с утилитарностью и способностью преодолевать серьезные внедорожные препятствия. А теперь скажите, положа руку на сердце, легко ли будет решиться использовать весь этот сложносочиненный Dinamic Shield (именно такое название придумали японские дизайнеры для описания геометрии передка) для того, чтобы, например, проломить дорогу через кусты или снести край какой-нибудь канавы? Или такой вопрос: а где найти плоскость для крепления клюза лебедки? Ведь внедорожник — это автомобиль, который застрянет в местах, до которых кроссовер просто не доедет. Так если вы начнете использовать проходимость Pajero Sport на полную катушку, то непременно окажетесь в таких хлябях, что без лебедки не обойтись. Вот вы все это осознали, в вас вызрела готовность пройти семь кругов административного ада для внесения изменений в ПТС… Но куда лебедку-то ставить?
Или вот взять красивые подножки, входящие в штатную комплектацию. В городе они, безусловно, будут и уместны, и полезны. Вот помогаете вы взобраться в кабину какой-нибудь миниатюрной барышне в мини-юбке: «Вот сюда, дорогая, на подножечку, позвольте, я вам помогу...» А «в пампасах»? Что-то я сильно сомневаюсь, что эти подножки могут выполнять функцию силовой защиты порогов, а вот геометрическую проходимость они ухудшают, и весьма ощутимо.
Ну а мне с моим ростом подножки только мешают садиться в кабину: все-таки рама у Pajero Sport имеет вполне прогрессивную форму с восходящими передними и задними ветвями, так что подушки водительских сидений расположены не слишком высоко. А после грязевых ванн их вообще нужно опасаться: испачкать брюки об их края — раз плюнуть.
Проблема позиционирования смартфона
Есть определенные вопросы и к организации внутреннего пространства автомобиля. Еще при первой встрече с внедорожником я отметил, что мне на водительском месте тесновато. Садишься в кресло, и в голове начинает крутиться строчка из Высоцкого: «тут примчались санитары, зафиксировали нас»…
В российском представительстве Mitsubishi не устают повторять: «мы не позиционируем свои автомобили как премиальные!» Ну, премиум, не премиум, но «бюджетным» Pajero Sport уже не назовешь. Цена комплектации Ultimate вплотную приближается к планке в 3 миллиона рублей, а в случае для дизельной версии она ее переваливает. И вот тут возникает вопрос: а готовы ли вы при такой цене мириться с гулким, как барабан, жестким пластиком передней панели?
Действительно бюджетной модели легко простили бы и отсутствие мест для размещения в дороге всяческих мелочей, в первую очередь — телефонов, и недостаточное количество 12-вольтовых розеток и гнезд USB. Да, новая медиасистема с сенсорным управлением имеет встроенные приложения Apple CarPlay и Android Auto, и вы можете интегрировать свой смартфон и пользоваться массой разнообразных сервисов. Только куда этот смартфон девать? Никакого подходящего места в переднем салоне я не нашел, разве что в подстаканник поместить.
На втором ряду сидений довольно просторно, но никаких дополнительных жизненных благ его обитателям не положено. Даже управляемые воздуховоды появились только на автомобилях 2017 модельного года. Но вот ни 12-вольтовых розеток, ни слотов USB для подключения всяческих гаджетов как не было, так и нет.
Хочу увидеть близкое!
Но больше всего вопросов вызвала у меня компоновка водительского места и обзорность. Нет, в городе и на трассе никаких проблем не возникает (хотя мне с моими 182 сантиметрами роста пришлось сдвинуть сидение назад до упора), но стоит съехать в «пампасы»…
Дело в том, что Pajero Sport относится к «низким» внедорожникам с «полукомандирской», почти легковой посадкой. В результате массивный капот перекрывает все, что находится непосредственно перед автомобилем. Тот факт, что на асфальте предметы, находящиеся на уровне дороги, скрываются из вида уже за 20-30 метров, никого не смущает. Но на бездорожье хочется видеть то, что находится непосредственно перед бампером! И ведь не просто так хочется, иногда это жизненно необходимо. Я, конечно, попробовал поднять сидение повыше, но голова воткнулась в крышу, да и само сидение сместилось вперед. Не помогло и перемещение руля, который теперь регулируется и по углу, и по вылету. Остается надеяться на систему кругового видеообзора, которую еще нужно научиться понимать.
«Суперселедка» как шедевр
Сама по себе внедорожная платформа не вызывает никаких сомнений. В арсенале Pajero Sport есть огромные ходы и высочайшая энергоемкость подвесок, механическая блокировка заднего моста и, конечно же, трансмиссия Super Select II с солидной понижающей передачей в раздаточной коробке.
Super Select, или на джиперском жаргоне «суперселедка», — это настоящий шедевр инженерии, коробка, позволившая соединить достоинства схемы с принудительно подключаемым передним мостом и постоянного полного привода с межосевым дифференциалом. Единственное, чего не хватало — это тяговитого дизеля, но и он не заставил ждать себя слишком долго. Так что если обо всех новациях, появившихся в третьем Pajero Sport мы уже, в сути, рассказали еще прошлым летом, то теперь сам бог велел сосредоточиться на особенностях поведения дизельной версии.
Тем более, что организаторы тест-драйва проложили действительно интересный маршрут, на котором были и скоростные трассы, и узкие горные серпантины, и достаточно сложные участки горного бездорожья. К тому же в нашем распоряжении были как дизельные, так и бензиновые автомобили. В общем, можно было сравнить свои ощущения если не на одних и тех же участках, то, по крайней мере, в очень похожих условиях.
Асфальтовый раунд
Начнем с асфальта, потому что владельцы Pajero Sport, как правило, живут не на дальних кордонах в заброшенных лесничествах, а в городах. Соответственно, и внедорожный экстрим у них начинается обычно с достаточно продолжительных поездок сначала по городу, а потом по загородным трассам.
В этих условиях, безусловно, первенство остается за бензиновым V6. Вроде бы и разница в динамике не так уж велика: дизель разгоняет двухтонный аппарат до «сотни» за 12.3 секунды, а трехлитровый V6 — за 11.7, но субъективно это чувствуется весьма остро. Впрочем, на городских скоростях эта разница минимальна, и то, что бензиновый мотор все же несколько отзывчивей, компенсируется избытком крутящего момента двигателя с воспламенением от сжатия, что позволяет ускоряться без переключения на пониженные передачи.
Автомобиль неплохо маневрирует в стесненных условиях: его радиус разворота составляет всего 5,6 метра. Тем не менее, стоит учитывать, что даже на дороге второй категории (ширина проезжей части — 7.5 метра, плюс метровые обочины) развернуться в один прием вы не сможете.
На парковках очень помогает круговой видеообзор с динамической разметкой, а при перестроениях на многополосных магистралях — система BSW (Blind Spot Warning, предупреждение о наличии объектов в слепых зонах). Датчики этой системы хорошо видны на внешних краях заднего бампера. Не остается без работы и система предупреждения фронтального столкновения Forward Collision Mitigation System (FCM): тормозит Pajero Sport так, как ты и ожидаешь от тяжелого и инертного автомобиля, а именно с некоторой ленцой.
Значительно больше разница в поведении версий ощущается на загородных трассах, особенно двухполосных. На кавказских серпантинах обгонять вообще непросто, даже если ты сидишь за рулем автомобиля со спортивным характером, но обгоны на дизельном Pajero Sport и вовсе требуют особого навыка.
И тут недостаточно просто перейти на ручное переключение передач: нужно учитывать, что на отметке 4000 оборотов начинается «красная зона». Соответственно, стоит отпустить обгоняемую фуру хотя бы метров на 50-60, выждать момент, переключиться на пару передач вниз, а затем, уже в ходе разгона, опять переключаться вверх. Собственно, восьмиступенчатый автомат делал бы примерно то же самое, но с еще большей растяжкой по времени, да и переключение вниз на кик-дауне тоже происходит отнюдь не мгновенно. В случае бензинового движка некоторые задержки тоже наблюдаются, но сам мотор все-таки поотзывчивей, да и крутится до 5-6 тысяч оборотов без особых проблем, так что обгоны через полосу встречного движения получаются всё же несколько проще.
И что действительно нравится — это звукоизоляция, причем и у «зажигалки», и у версии с двигателем на тяжёлом топливе.
Говорим «дизель», подразумеваем «экстрим»
Но стоит свернуть с асфальта на горные грунтовки, как картинка меняется с точностью до наоборот. На подъемах, которые дизельный Pajero Sport просто не замечает, коробке бензиновой машины все-таки нужно переключиться на пару передач вниз. Там, где на дизельной машине проезжаешь в режиме 4H или, в крайнем случае, 4HLc, то есть, заблокировав межосевой дифференциал Torsen, на бензиновой машине лучше включить пониженную передачу, иначе даже на небольших подъемах двигатель придется крутить, и колеса начнут срываться в пробуксовку. Ну, а на крутых спусках дизельная версия гораздо эффективней тормозит двигателем: даже в весьма экстремальных местах можно обойтись пониженной передачей и переключением коробки в ручной режим. А дальше дело за вами: хотите спускаться побыстрей, выбирайте вторую передачу, хотите совсем красться — первую.
На автомобиле с бензиновым V6 лучше все-таки включить специальный режим спуска с горы. Кстати, для дальних путешествий с элементами экстрима дизельный вариант тоже подходит значительно лучше, прежде всего из-за куда большей автономности по топливу. Бортовой компьютер бензинового автомобиля бесстрастно зафиксировал, что в ходе внедорожных упражнений расход перевалил за 30 литров на 100 км, а для дизельной версии этот показатель не превысил 12 л.
Оценил я и работу электронных вспомогательных режимов. Вообще-то мне нравится японский подход к этому вопросу. Если английские инженеры в первой системе такого рода доверили электронике многое, в том числе блокировку межосевого и межколесных дифференциалов, японцы оставили в ведении искусственного интеллекта только режимы работы коробки и отклик двигателя на педаль газа. Ну и режим работы ESP, естественно.
Действительно, в режиме «гравий» стабилизация работает довольно активно, а вот в режиме «камни» она попросту отключается. В режиме «снег/грязь» отчетливей всего чувствуется, насколько более «длинной» становится педаль газа. В общем, полезные режимы, хотя в Pajero Sport они носят сугубо вспомогательный характер. Скажем, вопрос о блокировке заднего дифференциала водителю предлагается решить самостоятельно. На предложенном маршруте мне блокировка так и не понадобилась, хотя в одном месте, на подъеме по каменной «лестнице», автомобиль попал в ситуацию диагонального вывешивания. Буксовать я не стал, откатился метра на полтора назад и решил, что попробую другую траекторию, если и по ней машина не пойдет, то тогда уж буду ломиться на блокировке. Пошла…
Куда смотрят колеса
В целом, как и следовало ожидать, Pajero Sport чувствует себя на бездорожье очень уверено, и в грязи, и на скалах, и в бродах. Да, он не любит глубоких колей, и на рельефе нужно быть очень внимательным: можно запросто приложиться теми самыми подножками о какой-нибудь бугор, вплоть до отрыва этих самых подножек. В частности, по этой причине ситуация с не слишком хорошим обзором вперед-вниз меня реально напрягала.
А еще было бы неплохо дополнить пиктограмму состояния трансмиссии, которая выводится на маленький дисплей, расположенный на приборной панели, информацией об угле поворота передних колес. Это на асфальте угол поворота колес чувствуется сразу, а вот в грязи не редкость ситуация, когда машина вроде как едет прямо, а руль у тебя вывернут в сторону, причем не в ту, в которую нужно. По рации кричат «Руль влево», ты выкручиваешь «баранку» на пол-оборота, а тебе снова кричат «Влево! Влево!» Оказывается, до «ноля» — еще полный оборот, а до нужного положения — полтора…
В принципе, можно ориентироваться по линиям динамической разметки на картинке камер кругового обзора, но большой дисплей все-таки находится не прямо перед глазами, а над центральной консолью, и чтобы посмотреть на него, нужно оторвать взгляд от дороги (хотя в данном случае «дорога» — это то место, где вы собираетесь проехать). А еще меня очень порадовало, что автомобили 2017 модельного года снабдили дополнительным демпфером рулевого управления. Теперь и на «быстрых» бугристых грунтовках, ни на каменных подъемах «отдача» в руль сократилась до вполне приемлемых уровней.
Они не конкуренты, но...
В общем, мне все понравилось — и автомобиль, и маршрут. И пусть у Pajero Sport есть реальные недостатки, хорошо, что он есть, и что есть основания надеяться, что класс настоящих внедорожников не уйдет в историю. Но вот удастся ли третьему Pajero Sport повторить успех второго? Если честно, то пока не знаю… Потому что автомобиль такого рода по своей сути утилитарен. Он нужен тем, кто любит отдыхать на природе, причем в местах весьма труднодоступных, или же тем, кому по делам приходится много ездить по очень плохим дорогам. Но многим людям, относящимся к этой категории, Pajero Sport окажется все же дороговат, и они скорее смирятся с отсутствием многих приятных опций, но купят пикап с таким же мотором и трансмиссией.
- Габариты (Д х Ш х В):
- 4 785 x 1 815 x 1 805 мм
- Двигатель:
- дизельный DI-D, 2.4 л, 181 л.с., 430 Н·м
- Трансмиссия:
- АКПП, 8-ступенчатая
- Привод:
- полный, многорежимный Super Select II
- Разгон до 100 км/ч:
- 12,3 сек
- Максимальная скорость:
- 180 км/ч
А вот многим ли из тех, кто готов выложить за автомобиль 2.5 — 3 миллиона рублей, нужны столь серьезные внедорожные способности? При этом он вполне может показаться им недостаточно плавным на ходу, плохо управляемым, не слишком динамичным… И эта категория скорее будет смотреть в сторону больших кроссоверов, которые, конечно, даже рядом не стоят с Pajero Sport в плане проходимости, зато легко обходят его по оснащению и дорожным манерам. Плюс и в плане престижности Pajero Sport сложно тягаться с аналогичными моделями других брендов, особенно премиальных. Вот у ушедшего, но готовящегося к камбэку Pajero есть некий шанс потягаться даже с внедорожниками премиальных марок: за его спиной бешеный успех и культовый статус, заработанный в последнее десятилетие ушедшего века. А Pajero Sport всегда был работягой. Но — посмотрим. Российский рынок иногда выкидывал такие фокусы...
Вам понравится Mitsubishi Pajero Sport 2.4 DID, если:
- Ваш предыдущий автомобиль — Pajero Sport второго поколения;
- Словосочетание «открытие сезона» для вас означает исключительно открытие сезона охоты на тот или иной вид дичи;
- Периодически вас тянет отдохнуть от людей — вот вы и купили дом в заброшенной деревне где-то в глуши.
Вам не понравится Mitsubishi Pajero Sport 2.4 DID, если:
- Вы не понимаете, как в автомобиле за три миллиона может быть жесткая передняя панель;
- Ваша супруга предпочитает ездить на заднем сидении, но терпеть не может тряски;
- Вид габаритных огней ползущего впереди грузовика действует на вас, как красная тряпка на быка.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться