Проект El Lada, если уж быть откровенным, на самом старте дал неслабую такую осечку – слова «первый серийный отечественный электромобиль» так и остались словами. Об этом мы подробно писали в нашем материале «Электромобиль El Lada в реальной эксплуатации: изучаем опыт» и там же рассказали о нескольких машинах, которые всё-таки были выпущены и прошли десятки тысяч километров по обычным дорогам Ставрополья. Таксопарк из пяти экземпляров El Lada выполнил (а точнее – продолжает выполнять) для АВТОВАЗа функцию полигона, позволил отработать многие решения, исправить ошибки.
Вазовский трек – это, конечно, не Кавказские Минеральные Воды с их извилистыми горными дорогами, но кое-какие выводы в процессе тестовой поездки напрашиваются. Например, почти сразу понимаешь, что Эл Ладе действительно необходим новый кузов – кузов второго поколения Калины, как вариант. С нормально, качественно собранным салоном. Потому что тишина, связанная с отсутствием ДВС, с головой «сдаёт» интерьерные скрипы той ещё, первой Калины – точно так же, как на «кавказских» Эл Ладах. Это плохо. Но это, хочется надеяться, для Эл Лады временно. И при этом всё остальное – гораздо лучше!
Реально, езда на Эл Ладе вызывает улыбку, в каком бы настроении вы ни находились до того момента, пока не сели за руль. Улыбаются даже журналисты столичных изданий – и, представьте себе, не привычно скомкав мышцы лица в гримаске пренебрежения, а заинтересованно, почти восхищённо! Селектор режимов с ну очень простой схемой «вперёд-нейтралка-назад» вызывает ассоциации даже не с АКПП, а с «роботом» (чтобы поехать, надо нажать на «газ», движения накатом нет), и к нему почти мгновенно привыкаешь.
Вот к чему привыкнуть сложнее, так это к тому, что Калина (ну или очень похожий на неё автомобиль) может так ускоряться. До городских скоростей в 60-80 км/ч El Lada действительно «выстреливает», как спорткар. В почти полной тишине, нарушаемой только салонными «сверчками», тихим свистом электромотора и добавляющимся позже аэродинамическим шумом.
А как с тормозами? Тормозим со скорости «под сотку», в пол. А потом – плавно. А потом, чуть надавливая на педаль, с «городской» скорости в 60 км/ч, имитируя остановку на перекрёстке. Помните, опрошенные нами таксисты, работающие на первых Эл Ладах, жаловались на «ступеньку» при торможении, ведь сначала электромобиль тормозит мотором, а только потом подключается тормозной механизм? Так вот, на доработанной машине пресловутой «ступеньки» нет. Эл Лада теперь тормозит равномерно, надёжно и, по крайней мере, точно не хуже, чем обычная Калина.
И да, в целом Эл Лада производит впечатление совершенно обычного автомобиля. Но про электрическую начинку вспоминаешь, когда взгляд падает на панель приборов, где новая пиктограмма заряда батарей едва уловимо отличается от привычного значка бензоколонки, а вместо тахометра – сила расходуемого тока с маленьким сектором рекуперации. Кстати, рекуперация, несмотря на «причесанную» характеристику торможения, стала, по словам вазовцев, более эффективной – обновлённая Эл Лада куда более «жадно», нежели прежняя, возвращает киловатты в свою батарею при каждом удобном случае. Так какая она, эта самая электрическая начинка?
Конкретных характеристик обновившейся Эл Лады на АВТОВАЗе пока не раскрывают – рано, мол, называть цифры, окончательных значений ещё нет. Но факт в том, что типоразмер батарей теперь новый – теперь их масса (а значит, и масса самого автомобиля) меньше, а клиренс машины немного увеличился. В «рулёжке» Эл Лада, конечно, не Порше, но излишней раскачки не позволяет – центр тяжести по-прежнему очень низко! И это здорово. Потому что из всего этого и получается улыбка, с которой вы вылезаете из-за «штурвала» Эл Лады.
Ещё один маленький шажок на пути одного электромобиля и… гигантский шаг для всего экологического транспорта? Об этом тоже пока говорить рано: сменился ли поставщик батарей (с прежними, китайскими, были некоторые проблемы), насколько возрос запас хода (ведь должен бы возрасти), равный у текущего поколения Эл Лады 150 километрам, – на эти и многие другие вопросы ответов у нас пока нет. А ещё у Эл Лады планируется кондиционер, который, конечно, опция важная, но для электромобиля это прежде всего ещё один потребитель тока…
Но то, что Эл Лада в симпатичном кузове второй Калины, с новыми батареями, более комфортная и быстрая, будет интересным автомобилем, сомнений нет. Однако всегда ли «интересный автомобиль» означает «интересное предложение на рынке»?
Почему бы, скажем, какой-нибудь прокатной конторе или экскурсионной фирме в Крыму или Краснодарском крае не закупить партию из десятка El Lada? Да от любителей прокатиться на электротяге по серпантину с видом на море отбоя не будет! Ведь даже если взять нынешний запас хода Эл Лады – одной сотни километров вполне хватит для неспешной прогулки. А зарядить Эл Ладу можно за полчаса от высоковольтной «зарядки» или… за 8 часов от обычной сети.
Так что цена самого электромобиля и отсутствие инфраструктуры зарядных станций – вот вопросы, в которые привычно упрётся перезагрузка проекта Эл Лады. Но на АВТОВАЗе теперь другие времена – нынешнее руководство в вопросах пиара и продвижения продукта действует куда аккуратнее, чем прежнее. А потому новая Эл Лада, которую представят до конца 2015 года, будет производится только на заказ. Малыми партиями, а скорее всего – и вовсе штучно.
И этот осторожный подход – пожалуй, самый правильный. Пока суть да дело, глядишь, и вопрос с «зарядками» начнёт сдвигаться – как раз в тех регионах, где есть заинтересованность в недорогих отечественных электромобилях. Тогда и об электрической Vesta EV можно будет говорить всерьёз.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
как себя в морозы поведет?